ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Фото: предоставлено автором
Блоги

Из варяг в греки – рассказ о нашем путешествии из Гомеля в Нью-Йорк. Часть 2, Вена

Часть I

Бывшие земляки в письмах советовали, как проехать в поезде по Европе без лишних переживаний: нужно иметь при себе необходимый набор "подарков" для проводников  и других людей, которые могут помочь проезжающим. У нас с собой было все что надо проводникам: коробки шоколадных  конфет гомельской фабрики "Спартак" пошли на ура в поезде до Бреста: в результате мы были в купе одни и доехали до границы с комфортом.

В Бресте нужно было проходить таможенный досмотр. У нас не было ничего, что могло бы хоть как-то заинтересовать таможенников (а масса эмигрантов, которые проходили через это своего рода чистилище, рассказывали потом с ужасом о неприкрытом грабеже, который там творился). По случаю отъезда мне хотелось выглядеть элегантно, и я подобрала себе подходящий наряд: драповое полупальто черно-белой расцветки зигзагом, известной в народе как "куриная попка", югославские сапоги, купленные у спекулянтки в московском подземном переходе, черная фетровая шляпа со слегка заломленными кверху полями и в завершение - белый шарф, небрежно перекинутый через плечо. Никогда еще я не чувствовала себя так хорошо, как в этом прикиде. Жаль, что у нас не было тогда фотоаппарата, а сотовых телефонов еще не существовало в природе, так что не  удалось запечатлеть ничего для семейной хроники. Таможенникам, видимо, тоже понравилось. Один из них сказал: " Кто такие? Художники, что ли?" Я была довольна произведенным эффектом.

Нас пропустили через таможню быстро, единственная заминка была с Бориным обручальным кольцом, которое ему привезла в свое время из поездки в Америку мама. Американское золото отличалось по цвету от советского, и таможенник засомневался, может ли оно вернуться, так сказать , на историческую родину. Он сначала забрал кольцо, с привычными словами "не положено", но потом посоветовался с начальником и вернул его, так  что мы даже не успели огорчиться. (Однако не судьба была Боре владеть этим кольцом, его у нас украли в Америке всего лишь через месяц после приезда).

Преодолев таможенный барьер, мы сели на поезд, идущий в Вену через Варшаву. Маршрут был известен заранее из писем земляков, уехавших до нас. Небольшая ошибка, неизбежная при передаче информации через многочисленные источники, произошла в Варшаве, где поезд останавливался на двух разных станциях: Варшава-1 и Варшава-2. На одной из них поезд стоял всего 2 минуты, а на другой – 20. Существенная разница, когда тебе нужно пересесть в другой поезд со всем багажом. Как и следовало ожидать, нам посоветовали выйти не там, где надо, но... электрические зажигалки и кофемолки произвели нужный эффект на поляков, гуляющих неподалеку на вокзале в предвкушении заработка, и пока мы с детьми перебегали на другой поезд, они хватали наши чемоданы и баулы и на ходу закидывали их через окно в вагон уходящего поезда. За две минуты все было кончено. К счастью для нас, они честно заработали свои электротовары.

Моей закадычной подружке, Ленке, которая отправилась в тот же вояж через полгода после нас, повезло  меньше. Когда она с семьей приехала в Вену, какие-то "деловые люди" предложили помочь им остаться в Европе, в частности, перебраться в Германию. "Мы перевезем вас через границу, - пообещали они, - но дело это рискованное, границу проще пересекать налегке. Мы сначала переправим вас, а чемоданы ваши доставим потом". И Ленка с мужем попались на этот старый трюк, описанный еще Шолом-Алейхемом в книге  "Мальчик Мотл". Переход границы прошел как по маслу, а вот с вещами вышла заминка, за них "деловые люди" запросили выкуп. Пришлось Ленке свои чемоданы у этих аферистов выкупать.

Ранним утром 8 марта мы прибыли на венский вокзал. Мне показалось, что большинство людей, высыпавших на перрон из поезда, были такие же как мы путешественники из Советского Союза. Возле поезда появился какой-то тип в грязном пальто и с помятой рожей. Тип оказался представителем израильской организации "Сохнут", которая обеспечивала нашу встречу и дальнейшее переселение. Он бодро прокричал: "Доброе утро, господа!" Мы оглянулись вокруг в поисках "господ", но никого соответствующего этой категории не заметили. "Да-да, это вы теперь господа, привыкайте", - с наигранным энтузиазмом прокричал тот же тип. В руках у него был список вновь прибывших, он  с несколькими помощниками распределил всех по группам, и вскоре мы оказались в микроавтобусе, с милой девушкой-водителем, которая чуть-чуть говорила по-русски и хорошо по-английски (меня сразу поразило, что все, с кем мы потом сталкивались в Вене и Риме, свободно владели английским). Она отвезла нас в небольшую гостиницу, где разместилось всего 4 семьи, и сказала, что приедет за нами завтра, чтобы отвезти  в "Сохнут".

Мы быстро познакомились со всеми обитателями гостиницы. Там была пожилая пара, Роза и Борис, из какого-то небольшого украинского городка (мы сразу дали жене  прозвище  "Европейская роза", в отличие от "Узбекской розы", матриарха большой семьи из Ташкента ). И еще один клан, из Баку, разместился в соседнем номере. У всех, кроме "Европейской розы", были маленькие дети. Пока взрослые делились опытом и хлопотали по хозяйству, дети познакомились и подружились."Европейская роза" уже провела в Вене пару месяцев в ожидании вызова от сына из Америки. Она рассказала, где  что находится (метро, магазины, базар). Мы  взяли детей и вышли на улицы Вены.

Вдоль тротуаров стояло множество припаркованных машин, витрины магазинов сверкали, публика, одетая в легкие курточки, фланировала взад и вперед, казалось, что мы попали на другую планету, так все отличалось от всего, что мы видели до сих пор. Неподалеку от гостиницы, мы нашли местный базар и поразились, что в марте (неслыханное дело) там продавались  свежие помидоры, яблоки и даже виноград! Дети засмотрелись на виноград, а продавец неожиданно сказал Боре по-русски с южным акцентом: "Слушай, купи уже детям виноград..." Боря ему в ответ: "Купил бы, да денег нет". Мужик, как видно, был в курсе, поэтому  сказал миролюбиво: "Ничего, дорогой, приедешь в Америку - будут у тебя деньги", и... мы пошли дальше глазеть на венские красоты.

На следующий день, как и было обещано, девушка-водитель приехала за нами и отвезла в "Сохнут". Там мы сказали, что хотя у нас есть вызов из Израиля, но мы бы хотели поехать в Америку (как нас научили уже уехавшие земляки). В то время, вызов из Израиля был  всего лишь предлогом, чтобы выехать из Советского Союза. И за  возможность покинуть родные пенаты мы должны были отказаться от советского гражданства и заплатить по 700 рублей с носа (это был самый настоящий грабеж средь бела дня, а тот, кто придумал это правило, видимо, думал, что это очень умный ход).

Вместо паспортов нам выдали зелененькие бумажные визы: мне с фотографией меня с детьми, а Боре - только с его фотографией (мне было интересно, почему было такое разделение, но никто не мог мне объяснить, с чем это связано). На визах была надпись, что податели сего - люди без гражданства. Мы особо не расстроились: без гражданства, так без гражданства.

В "Сохнуте" уже предположили, что мы недолго будем их клиентами, и передали наши документы в американскую еврейскую организацию "Джойнт" (они располагались в том же здании). Там нам дали какие-то небольшие деньги на первое время (они знали, что нас  выпускали из страны, можно сказать, без копейки за душой) и сказали, что нам сообщат, когда будут готовы документы для переезда в Италию. Надо было ехать назад в гостиницу, сотрудница "Джойнта" сказала, где  находится ближайшая станция метро, и мы отправились туда.

Венское метро оказалось совсем не похожим на московское. Вход в него был свободный, не было видно не только никаких турникетов, но и никаких признаков людей, продающих билеты, или автоматов, где бы можно было их купить. Боря, который всегда отличался исключительной законопослушностью, сказал, что без билета в метро не пойдет. Спросить, где продаются билеты было не у кого, да и на каком языке? (Правда, Боря, который  в школе учил немецкий, припомнил-таки потом многое из того, что учил, и даже  довольно бойко объяснялся с людьми на улице ). Ехать нужно было всего пару остановок, и если бы мы знали дорогу, можно было бы пойти пешком, но дороги мы не знали, и я сказала ту же сакраментальную фразу: "Поехали, и будь, что будет..." В метро наблюдалась идеальная чистота, было довольно тихо, стенки обиты каким-то звукопоглощающим материалом, поэтому поезд подкатил бесшумно. К счастью, контролеров, проверяющих билеты, не было видно, и мы доехали без приключений. Уже в гостинице мы стали расспрашивать, где же продаются билеты на метро, и оказалось, что в табачных киосках, но откуда  же нам было это знать?

В ожидании переезда в Рим, мы провели в Вене 10 дней. Познакомились еще с разными людьми из других городов Советского Союза, тоже направляющимися в Америку. Один из них, учитель физики из Минска, Дима, с восторгом рассказывал о достопримечательностях Вены, которую уже успел осмотреть. "Купите проездной  на кольцевой трамвай, который ходит по всему центру, - сказал Дима. - Вы приезжаете к оперному театру, выходите и начинаете обалдевать!"

Так мы и сделали. Действительно, все было обалденно красиво! Время в Вене пролетело быстро, и 18 марта нас привезли на вокзал к поезду, идущему в Рим. Опять была вокзальная суета, теперь уже Боря сам перетаскивал наши баулы с пуховыми подушками, одеялами  и прочей дребеденью (все опять очень напоминало путешествие шолом-алейхемовского мальчика Мотла в те же края, с такими же пуховыми принадлежностями).

Хорошо еще, что Боря категорически отказался брать фарфоровый японский сервиз, который хотела ему  подарить перед отъездом мама. "Еще не хватало мне тащить эту тяжесть на своем горбу через всю Европу!" - кричал он провидчески.